Критические статьи

Николай Геннадиевич Боровой «Парни с нашего района»

31.08.2013 00:08

Сильные стороны: Непередаваемый шарм Челябинского Тракторного. Специфический юмор.

Слабые стороны: Суровая мужская проза по мотивам американского фильма «8 миля». Главный действующий персонаж – Коля Боровой, повидал к своим двадцати четырем годам немало. Он отучился в школе, сходил в армию, получил диплом местного техникума и устроился работать на завод. Сочиняет реп под рев станков. Влюблен в свою бывшую одноклассницу и в девицу неопределенных занятий, которую часто видит в местном ночном клубе. Обеим посвящает пламенные речитативы о любви и о неудовлетворенных мужских потребностях, чем загоняет читателя в тупик, т.к. по тексту выходит, что половые сношения случаются  у Коли с завидной регулярностью. С такой же завидной регулярностью случаются мордобои  и чрезмерное употребление спиртных напитков. Коля на полном серьезе считает себя как последним романтиком, так и реальным пацаном.

Размытые характеры действующих персонажей часто приводят к конфликту с самим текстом. То лучший друг последнюю рубаху готов отдать, то начинает мелочиться. Однокласснице приписываются все существующие женские добродетели, а затем ее же заставляют совершать поступки, которые никак с этими добродетелями не вяжутся.

В тексте постоянно мелькают описания природы, которые главному герою, каким его нам преподносит автор, никогда бы даже в голову не пришли. Надо либо заставить его использовать другие выражения, либо вообще убрать из повествования все пейзажи – слишком уж топорно они выглядят.

Самый интересный момент в произведении – начало. Действительно хороший юмор на фоне которого даже нецензурная лексика выглядит скорее элементом усиления авторского текста, нежели желанием оскорбить. Мат не режет глаз, особенности местного диалекта добавляют самобытности и эффекта полного погружения в происходящее. Ремонт отцовской «девятки» в гараже с приятелями, разговоры «за жизнь», рыбалка, пиво – все это на первых порах очень импонирует, но после первых двадцати листов начинает надоедать, градус падает, разговоры мельчают, юмор становится натужным. Оставшуюся часть произведения читаешь, страница за страницей надеясь, что может быть все еще будет как в начале.

Рекомендации: Произведение имеет ценность только в пределах первых двух десятков листов. Остальное либо переписать, либо вообще убрать из произведения – получится хорошая зарисовка с натуры. Автору лучше удается рассказывать байки, чем «косить» под Эминема. Если не пытаться тужиться, выдавая себя за того, кем не являешься, а преподнести таким, как есть на самом деле, читательский круг лиц мужского пола, в возрасте от пятнадцати до пятидесяти пяти автору обеспечен.

Илона Солнечная «Брачные узы – нити судьбы»

31.08.2013 00:07

Сильные стороны: Много полезных советов для брачующихся граждан.

Слабые стороны: Женятся все. Главные герои, друзья и знакомые главных героев, родственники, второстепенные персонажи, просто случайные прохожие. Свадебная лихорадка заразительна настолько, что под ее влияние попадают все новые и новые индивиды, алчущие любви до гроба и обручальных колец в десять карат. Даже автор не в силах противостоять этому всепоглощающему смерчу – начал было сводить в третьей главе двух любвеобильных персонажей, но в четвертой вспомнил, что они и так уже женаты и бросил это дело. Некоторые без пяти минут новобрачные меняются своими половинами прямо накануне свадьбы. Родственники носятся по магазинам в поисках замысловатых подарков. Тропические ливни и непредвиденные землетрясения так и норовят испортить праздник. Разумеется, тут задействованы все атрибуты излюбленной брачной тематики: Дженифер Лопез, Дженифер Энистон, «Мама миа!», подруги-разлучницы, миллионеры-красавцы, похищение невест таинственными воздыхателями, безумно в них влюбленными, храбрецы-женихи, борющиеся за свое скромное мужское счастье.

Все интриги, жизненные хитросплетения, неразрешимые препятствия, выстраивающиеся на пути главных героев, испаряются без особых усилий с их стороны. Жених, дорвавшийся до своей похищенной невесты, получает свою суженую из рук в руки едва ли не с пожеланием всех благ. Коварный злодей, ухлопавший на похищение кучу времени, денег, связей и бронетехники, благородно уходит в сторону со словами: «Ты не любишь меня. Прощай!».

Дорогие подвенечные платья из последних коллекций, умопомрачительные кабриолеты, арки из цветов, хорошенькие розовые бантики на бонбоньерках и пригласительных, арендованный круизный лайнер, медовый месяц на Сейшиллах, снова вступают в свои права.

Канонический хеппи-энд наступает незаметно, потому что наступать он начал с самого начала. Точнее, все произведение – это и есть один большой хеппи-энд

Рекомендации: Дарья Донцова, переехавшая с иронических детективов на дамскую любовную прозу. Для поклонников подобных жанров – самое то. Что-то менять просто не имеет смысла: ни лучше, ни хуже от этого не будет. Либо оставить так, как есть и начать осаждать издательства, специализирующиеся на женских романах, либо сжечь.

Нери Омрей «Эльфийские хроники Игбории»

31.08.2013 00:06

Сильные стороны: Трудолюбие. Красочные описания.

Слабые стороны: Абсолютно нечитабельное смешение Роулинг, Толкиена, Стефани Майер и других авторов пишущих в жанре фэнтези. Местами откровенный плагиат. Имена персонажей и географические названия  слишком замысловаты. Нагромождение сюжетных линий, перипетий, интриг, замыслов и планов по завоеванию близлежащих империй и незамужних принцесс создают запутанный текст, в котором, как в дремучем лесу блуждает не только читатель, но и сам автор. Эльфы воюют без продыху. От драконов нет спасу, как от саранчи. Принцев, как грибов. Любое лицо женского пола автоматически зачисляется в разряд изумительных красавиц. Гномы выдают на-гора тонны золота и пуды драгоценных камней, уже вставленных в оправу. Вампиры очень кровожадные, но в семье не без урода, там тоже находится свой Эдвард, полюбивший свою Беллу. Расставаниям и воссоединениям нет конца и края. Оркам не хватает двадцати четырех часов в сутки на грабежи и обильные возлияния в злачных местах. Нити сюжета неуклонно запутываются во все увеличивающийся клубок повествования на протяжении всех пятнадцати глав первой части. Автор обещает вторую часть с развязкой и финалом, которую можно прочесть только из любопытства к тем способам и приемам, с помощью которых автор надеется распутать все то, что так тщательно запутал в первой части.

Рекомендации: Бессмысленно переписывать уже существующие произведения. Забудьте все то, что вы читали или видели раньше, оно уже описано. Данный жанр, как никакой другой, позволяет в полной мере дать волю своей фантазии. Создайте свой сюжет, своих персонажей и свое видение сказочного мира. Почему непременно эльфы, гномы и гоблины? Придумайте существ, которых еще никто не описывал и наделите их волшебными свойствами, еще неизвестными читателю. С вашей тягой к произведениям большого объема и стремительности разворачивающихся событий может получиться вполне качественное чтиво, с которым охотно работают некоторые издательства, выпускающие книги в жанре фэнтези. Если непременно хочется задействовать фей и орков, создайте для них необычные ситуации, которые уведут их от сходства с классическими персонажами и позволят вам создать самостоятельное произведение, не перекликающиеся ни с одним из уже написанных.

Инна Шилевич «Осенняя рапсодия»

31.08.2013 00:05

Сильные стороны: Автор, вне всякого сомнения, очень начитанный человек. Основа произведения и развитие сюжета способны заинтересовать.

Слабые стороны: Любовный треугольник задуман автором, как источник страстей, психологических и социальных. Вроде бы главные герои должны переживать, вроде бы должны быть муки совести, заглушаемые страстной любовью и страстная любовь, терзаемая муками совести. Но вместо всего этого читатель видит образчики готовых сочинений на тему «Распродажа коллекции демисезонной одежды на фоне размышлений о любви».

Главная героиня, не в силах определить, кого из двоих мужчин – мужа или любовника, она все-таки любит по-настоящему, часто гуляет по торговым центрам. Там прикупит шарфик, тут модные сапожки. Прада, Версаче, Донна Каран и прочие лакомые бренды затем демонстрируются палой листве, парковым скамейкам и подернутым ледком лужам. Все зеркальные поверхности вводятся в текст только для того, что бы лишний раз упомянуть, во что одета героиня и как ей это все идет. Коллеги по работе, являющиеся близкими подругами по совместительству, часто злословят в ее адрес, обиженные тем, что не умеют так же модно одеваться и шестым чувством предугадывать в каком магазине будут скидки до пятидесяти процентов на все.

Муж и любовник случайно становятся деловыми партнерами и завязывают дружеские отношения, не подозревая, что любят одну и ту же женщину. Затем, на открытии элитного ресторана, сталкиваются все вместе. Героиня взволнована, дрожит как осиновый листок, краснеет, бледнеет, нервно курит, отвечает невпопад, в общем, старается изо вех сил, чтобы муж заподозрил то, что она так тщательно от него скрывала на протяжении последних пяти лет. В итоге, перебрав с коллекционным шампанским, бросается ему на грудь и признается в чувствах к другому мужчине. Муж ставит вопрос ребром: или с любовником, или со мной, на что читатель рефлекторно ждет очередных скитаний между рядами стильной одежды, которые всегда появляются в тексте, когда у героини возникает необходимость думать. Но нет – она со вздохом отходит к окну, по стеклу которого сползают капли осеннего дождя и задается извечным человеческим вопросом: «Что делать?»

Рекомендации: Любовные треугольники хороши, только когда все трое – сильные личности, а не подсахаренный кисель. Уберите бутики. Добавьте силы и страсти в описания и диалоги. Пусть осень будет со штормовым ветром, а не с ясным солнышком. Если  ввести в повествование еще несколько персонажей и взбодрить их добавочной сюжетной линией, получится классическая женская проза с качественной начинкой.

Алекс Рон «На краю Вселенной»

31.08.2013 00:03

Сильные стороны: Динамичный и логически завершенный основной сюжет. Отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок.

Слабые стороны: Очень скучный, временами бедный язык. Недостаточно постоянно запускать в текст слово «потрясающий», надо это обосновывать чем-нибудь еще.  «Потрясающий космический корабль», «Потрясающий вид», «Потрясающие размеры» более ничем не подтверждаются, поэтому рисуемая воображением картинка выстраивается с трудом и часто похожа на страницы из детской книжки-раскраски, которые еще не тронуты цветом. Путешествие по галактикам напоминает поездку в трамвае от дома и до работы или поход в близлежащий магазин за булкой хлеба. Сцены космических сражений оставляют равнодушным, даже эпизод, в котором погибает сержант Уррия, ничуть не трогает.  

Диалоги часто вялые и бессодержательные. Иногда вообще непонятно – зачем персонажи что-то говорят, ведь это никак не способствует ни развитию сюжета, ни принятию правильных решений в сложных жизненных ситуациях.  Шутки не к месту и не ко времени. Персонажи шутят и рассуждают о насущных проблемах так, как будто к ним это не имеет никакого отношения.

Очень много нестыковок. Почему Капитан Зеллер, отрекомендованный читателю еще в самом начале повествования, умным человеком, по ходу сюжета ведет себя как неразумный юнец, отдавая глупейшие распоряжения? Старший механик говорит языком пятиклассника, который где-то услышал парочку замысловатых технических терминов и постоянно норовит ввернуть их в разговор. Если автор таким способом пытается убедить читателя в солидности, матерости и многоопытности главных персонажей, то ему это очень плохо удается.

Для чего главной героине приписывать какие-то смутные видения, которые постоянно терзают ее от начала и до конца повести, ведь на развитие событий они никак не влияют и вообще ни с чем не связаны? Она что-то видела, что-то вспоминает, но что видела, и что вспоминает – автор читателям так и не поведает, хотя, по закону жанра, должен.

Герн и Офр представлены как закадычные друзья, но ведут себя так, как будто всего лишь шапочно знакомы. Форма 3-го Особого Отдела в начале повести серого цвета, затем упоминается по тексту, как золотистая. С Базы стартует целая флотилия, вооруженная до зубов новейшим оружием, но при нападении завалящей банды космических пиратов завязывается кровопролитнейший бой с огромными потерями. Как если бы моська, имеющая обыкновение побрехивать на слона, ни с того, ни с сего, отхватила бы от него половину.

Рекомендации: Для создания текстов в жанре фантастики недостаточно читать только Лема и Булычева. Потратьте хотя бы один час в день на произведения таких авторов, как Булгаков или Паланик, у них очень емкий, точный, яркий язык. Сравните его со своим. Там где вы пережевываете абзац за абзацем, можно обойтись парой фраз, а одно правильно подобранное слово часто говорит больше, чем целое предложение.

Таисия Олина «Печеные яблоки»

31.08.2013 00:01

Сильные стороны: Неплохой, хоть и недоработанный сюжет.

Слабые стороны: Очень скучное повествование, отсутствие действия, слабые диалоги, блеклый язык. Чувствуется, что автор любит пейзажную лирику, наверняка знает наизусть множество стихотворений Пушкина и Есенина, но не осмеливается выходить за рамки шаблонных школьных сочинений, боится броских и ярких выражений, словесных экспериментов. Почему осень непременно должна быть золотой? Почему надо обязательно упоминать стандартную палитру опадающих листьев – красные, желтые, рыжие, багряные?

Рекомендации:  Больше смелых, красочных деталей. Перепишите диалоги. Ни один из них ничего существенного в повествование не привносит. Персонажи разговаривают деревянно и безо всякой цели, как будто они нужны только для того, что бы заполнить места между описаниями природы.  Недостаточно просто изложить на бумаге детские воспоминание, необходимо, чтобы читатель на самом деле с головой окунулся в ваше детство.

Недостаточно без конца перебирать словосочетания  «Высокая трава», «Красивый закат», «Вкусные пироги», они звучат пресно и неубедительно. 

Примеры: 

«Над рябинами всходила осенняя зорька» - «Утренняя заря горела, как рябиновая кисть»;

«После дождя мы бегали по лужам и поднимали много брызг» -

«Брызги, вопли, смех – сколько радости в детстве от простого проливного дождя и луж»;

«Пироги были горячими и вкусно пахли. Они напоминали мне мое детство.» - «Горячий запах пирогов вобрал в себя все, что было мне так дорого в детстве – и жар печи, и яблочную сладость, и улыбку матери, когда я помогала ей замешивать тесто».

<< 7 | 8 | 9 | 10 | 11