Виктор Дьяков «Золото наших предков»

13.02.2014 13:02

https://www.proza.ru/2011/04/22/416

Сильные стороны: качественная добротная проза о 90-х годах прошлого столетия, написанная простым, доступным языком. Тематика произведения и сюжет привлекают тем, что описываемые в произведении события характеризуют «Эпоху перемен» не через набившие оскомину стереотипы о братве и криминальных разборках, а через жизнь простых граждан, оказавшихся выброшенными на произвол судьбы. Они вынуждены приспосабливаться к новым условиям, а честным ли оказывается тот способ заработка, который им пришлось для себя избрать или нет, это каждый читатель решит для себя сам.

Произведение подкупает своей искренностью, а характеры главных персонажей – своей прямотой. Нет лживых угрызений совести и бравады патриотизма, но есть настоящие боль и обида за свою страну, за те принципы и правила жизни, которые незыблемы для любого политического или экономического строя – «У кого власть, у того и сласть» и понятным становится, что власть эта к честным людям в руки никогда не попадет.

Нельзя не отметить того, что текст написан зрелым языком, поэтому  события, о которых идет речь, воспринимаются, как вполне реалистичные и достоверные, что говорит о мастерстве автора, который, возможно, был свидетелем происходящего и в своем произведении запечатлел историю, произошедшую на самом деле. Читателю будет интересно погрузиться в такую узкую производственную тематику, как переработка старой радиотехнической аппаратуры и сбыт деталей, содержащих драгоценные металлы – то, что и по сей день является источником дохода для многих наших граждан. Наследие Советского Союза, как нельзя лучше обозначенное автором в названии произведения.

Слабые стороны и рекомендации: единственным, что очень сильно выбивается из общей идеи и сюжета произведения, являются лекции профессора Матвеева. Его беседы с Пашковым выглядят очень неестественными, надуманными, лишними. Намного естественнее и уместнее было бы не знакомить Пашкова с профессором, а, например, заставить Пашкова найти в каком-нибудь углу, среди рухляди, журналы по искусствоведению и самостоятельно, без посторонней помощи приобщаться к прекрасному в перерывах между семьей и работой. Данному персонажу это сообщило бы своеобразное обаяние и только подчеркнуло бы, как характер Пашкова, так и характер всего произведения в целом.

Если исключить из повествования профессора Матвеева, произведение абсолютно ничего не потеряет, а скорее наоборот, лишившись разбавляющих основное повествование лекций по искусствоведению, оно только выиграет, т.к. внимание читателя не будет перепрыгивать с одной темы на другую. Понятно, для чего автор вводит в произведение данную сюжетную линию, как своеобразный противовес наживе и тотальному поклонению «золотому тельцу», но она не является для сюжета необходимой, т.к. читатель придет к тому заключению, к которому хочет подвести его автор и без профессора Матвеева. Все произведение заставляет задуматься именно о духовной стороне нашей жизни.