Вестник Странствий «Видение в скиту»

11.02.2014 12:29

https://stihi.ru/2013/12/08/3257

Идея произведения и замысел автора понятны, но с большой натяжкой – отшельник, покинувший суетный мир и его спасение (очищение от грехов), явившееся ему в виде некоего образа.

Главный недостаток текста заключается в некоторой расплывчатости основной мысли, в неясности ее передачи читателю. Описание событий напоминает детскую игру-головоломку из которой часть пазлов убрали, поэтому общая картина происходящего выстраивается с трудом. В то же время присутствуют лишние детали, которые не являются необходимыми для передачи авторского замысла или передачи атмосферы происходящего, а вводятся в текст ради рифмы и поддержания структуры произведения, что наносит стихотворению еще больший урон.

Язык произведения очень неровен. Описание событий, фактов, деталей происходящего, то  ускоряется до вмещения всего вышеуказанного в пару строк, то замедляется до растягивания их на несколько четверостиший. Кроме того, автор часто использует некоторые слова в неверном (малопонятном) значении.

«Лампадки свет,  в "норе убогой",
Мерцает! От чего? Сквозит,
В моем скиту. Хотел я к Богу!
Грешна душа и не летит.» - заострение внимания на мерцании лампадки от сквозняка с использованием вопроса, адресованного неизвестно кому и ответа на него же. И тут же, без всякого перехода сразу несколько фактов: где находится главный персонаж, его намерения и препятствие к осуществлению этих намерений. Не самое удачное словосочетание «нора убогая» - на фоне претензии на одухотворенность общей идеи и тематики произведения, звучит грубовато, плохо вписывается в текст.

«Так дни проходят, в беззаботье,
Молитвы чту, и Библию. 
Как, отыскать ту грань,
С которой, начать мне новую судьбу?» - неудачное использование термина «беззаботье». Беззаботность свойственна, например, детям, в отношении отшельника данное слово неуместно. Не совсем понятно, какой смысл вкладывает автор в понятие «чту» - «чтение» или «почтение» и о какой «новой судьбе» для отшельника идет речь - ведь он уже отрекся от мира, уже выбрал свою судьбу. Возможно, под «судьбой» имеется в виду путь к богу, очищение от грехов и т.д., но в таком случае необходимо использовать в тексте слова, указывающие именно на это.

«Тут нет людей, соблазнов нету» - повтор слова с отрицательным значением «нет» - «нету». Кроме того, форма «нету» является разговорной, не подходит к данному стихотворению.

«Виденья всяки - манят в путь.» - «Всяки» - та же ошибка, что и с «нету». Не совсем понятен смысл данной строчки – в какой путь манят отшельника видения? В прежнюю жизнь или в скитания по миру?

«Хоть не промолвлено ни слова,
Такие близкие уже,
Глаза как небо голубое -
Играют струнами в душе.» - первая строчка опять вызывает сомнение в необходимости упоминания о том, что не было промолвлено ни слова, а также непонимание – какие слова вообще должны употребляться при данных обстоятельствах и какую роль они могут (могли бы) играть?

«Возникла ты, из ни откуда,
В тот миг, что мне необходим.
И сбывшимся казалось чудо-
В бреду я был совсем один.» - первые три строчки ведут как раз к тому, что персонаж уже не один, но последняя строка им противоречит. Если же имеется в виду, что он был один до появления некого образа, то необходимо уточнение, указывающие именно на это.

«Смотри мой ангел, я не каюсь,
Я чист, как будь-то - солнца свет,
От дум своих я задыхаюсь,
И мне уже спасенья нет!» - противоречие между «я чист» и «мне спасенья нет». Если человек считает, что он чист духовно, почему он решил, что ему не будет спасения?

«Прости прошу! Но в ту минуту,
Когда душа изнемогла,
Ты к прошлой жизни не ревнуя,
Такая светлая пришла.» - какое прощение хочет получить отшельник от видения? Если он в чем-то виноват перед ним, необходимо это уточнить, иначе смысл описанных автором событий опять повисает в воздухе.

«Тебя я вижу, или видел!» - малопонятный временной диссонанс, учитывая, что все происходящее описывается в настоящем времени и отшельник видит образ уже большую часть текста.

«Лампадка, искоркой мерцала.
Иконка в уголке стоит.
Молитва, в тишине летала.
Виденье. Исповедь.И скит.» - крайне туманное окончание стихотворения - то ли главный персонаж, наконец, очистился от грехов, то ли просто умер. На какую исповедь указывает автор? Если на ту, которая демонстрировалась на протяжении всего стихотворения, то на исповедь это мало похоже, скорее, на беспорядочные обрывки мыслей.

Из текста не совсем понятно, о ком идет речь во второй части произведения, кого автор подразумевает по «видением» - бывшую возлюбленную, одну из святых, просто выдуманный отшельником женский образ? Слишком расплывчатыми и неясными являются описания, относящиеся к «видению»:

«И вот в бреду, когда болел я,
Возникнул образ - предо мной…»

«Возникла ты, из ни откуда,
В тот миг, что мне необходим.»

«Когда душа изнемогла,
Ты к прошлой жизни не ревнуя,
Такая светлая пришла.»

«Тебя я вижу, или видел!
Знать, прожил жизнь свою не зря.»

Рекомендации: исправить недочеты; конкретизировать некоторые моменты (определиться с «видением» и с финалом произведения); выровнять текст (убрать лишние подробности, сообщить необходимые уточнения).