Славинский А.А. «Тропа в прошлое»

03.11.2014 12:03

Сильные стороны: роман отчетливо рисует картину нашего возможного будущего так, что читатель невольно оказывается втянут в авторское представление об этом будущем и ни секунды не сомневается – так оно и произойдет. Когда фантастическое произведение написано хорошо, оно воспринимается вовсе не как фантастика, а как реальность, как нечно естественное и само собой разумеющееся. Даже ваксии и гурулы не вызывают чувства обычной выдумки, они похожи на вполне реальных существ, которые могли бы окружать нас даже в современном мире, не говоря уж о мире фантастическом.

Одна из основных тем, которую автор планомерно развивает от начала и до конца произведения, развертывая перед читателем галактическую одиссею главной героини, это тема любви, причем, что очень редко и поэтому особенно ценно, это тема любви матери к ребенку. Не часто встретишь такое не то что в жанре фантастики, но даже в жанре социально-психологической беллетристики. Обычно авторы предпочитают описывать чувства между женщиной и мужчиной, сводящиеся, как правило, к обыкновенному половому влечению, прикрытому удобным понятием «любовь», дабы снискать читателей, как среди мужчин, так и среди женщин. Следовательно, данный роман не для массовой аудитории, что лишний раз указывает на качество написанного.

Следует отметить цельность и завершенность повествования, а также хороший авторский язык и слог. Трудно соблюдать баланс между темой и идеей произведения с одной стороны, и способом раскрытия их читателю с другой, но автор хорошо с этим справился. Объем произведения не оказывает давящего чувства благодаря плавному повествованию и целенаправленности общего развития сюжета – читатель следует за авторским замыслом без срывов, падений или отклонений в сторону. Он будет поэтапно продвигаться к финалу вместе с главной героиней, постепенно втягиваясь в развитие сюжета и от главы к главе приближаясь к разгадке тайны. Кстати, нельзя не отметить, что таинственность основной сюжетной линии подана в очень органичной и ненавязчивой форме, она не выглядит грубой «заманухой», поэтому роман производит приятное впечатление той литературы, над которой автор старается не ради прибылей или удовлетворения писательского зуда.

Еще одним достоинством, касающимся технической стороны создания литературных произведений, является мягкий и незаметный, но вполне ощутимый переход повествования от негативного ключа к позитивному, там, где главная героиня обретает свою семью, вырываясь, наконец, из своего долгого и трудного путешествия. Бои, преследования, тяжелый армейский быт, потеря товарищей, постоянная угроза жизни, эмоциональные потрясения, все исчезает, сменяясь тем, ради чего она отважилась пройти через все эти испытания. Суровые реалии жестокого мира, утонувшего в войнах, лжи и насилии, сменяются счастьем обретения семьи, прекрасными воспоминаниями, радостью возвращения домой. Хочется указать еще и на то, что даже такой до дыр затертый сюжетный прием, как амнезия, в данном произведении выглядит вполне уместно и не вызывает тоскливого чувства разочарования, что вот, мол, опять все начинается с потери памяти основного персонажа, как было уже тысячу раз и в кино, и в книгах.

В романе есть моменты, перекликающие с современной жизнью в условиях военных конфликтов, со способами манипулирования человеческим сознанием с помощью религии,  масс-медиа и т.д., что еще больше сближает время действия в романе с временем в котором мы живем сейчас.  «-Видела? - указал Шувалов вверх. Лида подняла голову и открыла рот. В небе завис с десяток летающих аппаратов. – Там камеры. Акция тщательно подготовлена и спланирована. Любое наше действие увидит весь мир», «-Все мы боимся, - выдохнула Лида. - Но страх в первую очередь недостаток знаний.»

Слабые стороны и рекомендации: большая часть повествования лежит в негативной плоскости восприятия – потеря ребенка, эмоциональная подавленность главной героини, армия, участие в военных операциях, конфликты, смерть людей, постоянное акцентирование на стремлении Лиды добраться до Арктура и постоянные препятствия к этому – все это сообщает характеру повествования монотонность, депрессивное настроение, особенно усиливающиеся, когда главная героиня меняет свое мнение на прямо противоположное и отказывается от поисков сына. Когда она делает это в первый раз, это выглядит предательством, но только потому, что автор не дал читателю повод быть солидарным с ней. Другими словами, в тексте должно быть продемонстрировано нечто действительно страшное, что заставило бы Лидию переменить свое решение, отказаться от Арктура и вернуться на Землю. «Лунный инцидент, конечно, потрепал нервы, но тогда Лида восприняла случившееся как неприятный эпизод. Ну, подумаешь, отсиделась в кабине до прибытия спасателей. А вот отравленная пуля, выпущенная в неё, но доставшаяся майору - настолько серьёзно, что заставляет по-новому взглянуть на свои поступки.    И неожиданно в голове пронеслась новая мысль – ХВАТИТ. Больше не хочу и не могу. Я не военный человек. Не желаю и дальше терпеть над собой издевательства. Я хочу вернуться назад, на Землю, в свою прежнюю жизнь. Вот придумала же себе приключение на голову. Если бы не та профессор из Центра искусственного оплодотворения, я ни за что не пошла бы в Легион и не полетела бы снова в космос. А может, ошиблась именно она? Все же говорили тогда, что делаю глупость. Захотелось, видишь ли, найти ребёнка. Всё ищешь лёгких путей. Роди себе ребёнка, и не ищи, чего, возможно, и нет, в космосе. В Легион то пришла с одной целью – попасть на Арктур, а не делать военную карьеру. Мне хватало признаний и в университете. Но если в настоящее время планета Лидия находится под оккупацией гурулов, то вряд ли туда скоро полетят звездолёты Федерации. А значит, мне больше нечего делать в армии. Пора домой. С такими мыслями Лида и подошла к стойке дежурного. Вот сейчас попрошу бланк на увольнение, и отправлюсь на Землю. Хватит авантюр. Если б снайпер не промахнулся, то служба и так закончилась бы. Так зачем искать новые приключения?» - все это характеризует героиню не с самой лучшей стороны, заставляет ее выглядеть в глазах читателей взбалмошной женщиной, которая попросту струсила, поэтому, что бы ее решение отказаться от поисков сына не выглядело таковым, необходим веский повод к его принятию. Как уже было сказано выше, нужна ситуация, действительно критическая, хорошо и умело описанная, с демонстрацией эмоционального перенапряжения, которое оправдало бы поведение главной героини и заставило бы читателей с пониманием к ней отнестись.

Сюжет целого романа возложен на плечи только одного персонажа – Лидии Пратт, остальные герои играют слишком маленькие роли, они появляются и исчезают, но почти не запоминаются, и это только способствует той монотонности, в которую погружена большая часть повествования. Чтобы ее разбить и придать роману больше разнообразия и колорита, можно ввести в сюжет более постоянных персонажей, добавив к их образам (и к образу главной героини заодно) больше характерных, отличительных черт, больше харизматичности. Бессмысленно внушать читателю шаблонную истину, что главная героиня «умница и красавица», нужно демонстрировать это не на словах, заключенных в комплементы от других, а на деле. Повествование только выиграет, если у героев будут запоминающиеся образы, складывающиеся из их внешнего вида, привычек, характерного образа мышления, стиля речи, чувства юмора, увлечений и т.д. Было бы не лишним создать с их помощью несколько ярких ключевых моментов, заставить пересекаться с сюжетом и влиять на ход развития событий. Вспомните, как в фильме «Назад в будущее» благодаря увлечению Марти Макфлая скейтбордингом, во всех трех частях были отличные сцены с использованием скейтборда, вплоть до спасения жизни Клары Клейтон.  

Смысловые, стилистические и языковые недостатки текста:

«Тропу окружают причудливые скалы. Камни нависают прямо над головой, навевая тревогу и пробуждая в глубине души некие предчувствия. Чудные деревья выстроились в ряд и, будто солдаты, зорко следят за каждым шагом.» - если однокоренные слова стоят в тексте рядом друг с другом, это выглядит повтором, в данном случае это пара «причудливый»-«чудные».

«Шорох.…Где-то справа.… Там опасность… Девушка повернула голову, и мерзкое чудовище, раззявив пасть с длиннющими клыками, прыгнуло сверху.» -путаница ориентации в пространстве, шуршало справа, а спрыгнуло сверху.

«Дано разрешение отдать браслеты.» - возможно, «дано разрешение вернуть браслеты», «отдать» в данном случае выглядит повтором.

«сырые от подступающих слёз глаза» - неуместное выражение «сырые», лучше использовать «мокрые» или «влажные».

«живая живопись» - то же самое, что и «масло масляное»

«Выпавший ящер упал» - двойное указание на одно и то же действие.

«перед здоровенным, лысым солдафоном в тёмно-серой форме.» - от персонажа, которого автор охарактеризовал «солдафоном» очень странно слышать подобные речи: «Простите, я, кажется, проявил бестактность», «Честно говоря, я всё больше теряюсь. С одной стороны, нам действительно требуются специалисты вашей квалификации. Но, с другой, ваше социальное положение и возраст не соответствуют определённым стандартам. И, знаете, я как-то не представляю вас в окружении двадцатилетних повес, способных лишь нажимать кнопки.»

«Правило «бог любит троицу», не сработало, и Лида на третьей попытке нашла, как решить проблему.» - если Лида с третьей попытки нашла, как решить проблему, значит правило «бог любит троицу» как раз сработало.

«Ваше место детей рожать, да мужа ублажать» - неверное построение фразы, возможно, имелось в виду «Ваше дело детей рожать, да мужа ублажать».

«-Даже и не знаю, как себя вести в столь почтенной компании, - отшутилась Лида.

-А вот это по-нашему, - кивнул генерал. – Люблю умных людей. В особенности женщин.» - каким образом фраза «Даже и не знаю, как себя вести в столь почтенной компании» может быть подтверждением ума? Выглядит надуманно.

«А Лида заявила о себе как о личности, с кем лучше не связываться - нарвёшься.» - сильное преувеличение. Оставить за собой последнее слово в перепалке еще не значит заявить о себе, как о личности.

«объявлена война на пиратов» - возможно, «объявлена охота на пиратов» или «объявлена война пиратам».

«Но я никогда не думал, что встречу женщину, подобную тебе. Сильная, умная, целеустремлённая, а ещё красавица. Ты настоящая личность, и вызов любому мужчине.» - шаблонное высказывание.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что основная работа автором уже выполнена, причем выполнена на совесть, осталась только исправить ошибки текста и добавить красок в образы персонажей.