Сергей Гончаренко «Запасная душа»

12.09.2013 12:46

https://www.proza.ru/2013/09/10/6

Сильные стороны: Интересный авторский замысел, проведение аналогии двух судеб удалось, по крайней мере, понятно, что имел в виду автор. Текст воспринимается легко, не смотря на огрехи. Телеграфия, как способ общения, место службы, декорации к сильным чувствам и источник развлечения – редкая тема для литературы.

Слабые стороны: Выбор направления данного произведения подразумевает эмоциональное восприятие текста читателем, а не просто описание драматических событий от первого лица, которые ему преподносятся. Понятно, что главный герой страдает, понятно от чего он страдает, понятны чувства его друга, а также других персонажей, но  понятно это все исключительно разумом, сопереживать персонажам не получается, эмоции остаются на нуле (за исключением редких моментов ближе к концу произведения), нет ощущения вживания в шкуру главного героя, хотя автор и вывернул ее наизнанку.

Внезапный разрыв с Юлей выглядит странным, не раскрытым, искусственным. Молчание Тимура на протяжении двух лет после совместной службы тоже. Непонятно, для чего понадобилось вводить в сюжет Ингу – никакой существенной роли данный персонаж не играет.

Описание любви к Юле совершенно несоразмерно тем мукам, которые главный герой испытывает после разрыва с ней. Для таких переживаний требуется образ иной девушки,  достойной таких терзаний. Юля же предстает перед читателем довольно посредственным человеком и любовь, которую испытывает к ней главный герой намного меньше той боли, которую он испытывает после расставания. Даже в любовь Тимура к Ольге верится больше, хотя ей отведено гораздо меньше места.

Мистицизм сновидений главного героя больше походит на избитый штамп. Вещие сны проще видеть, чем описывать. Сон в финале и вовсе непонятен, что пытался автор сказать читателю? Слишком сюрреалистично для завершающего аккорда, тем более что к концу повествование выравнивается, внутреннее состояние главного героя преподносится автором намного лучше, чем в начале.

В основной части произведения, где Денис и Тимур проходят службу, язык персонажей находится на уровне тринадцатилетних подростков. Восприятие окружающей действительности, часто, тоже. «Тим», «Ден», упоминание половых органов, самолетики, шкодливость главного героя.  Для того, чтобы внести в произведение долю юмора не обязательно выставлять Дениса в таком невыгодном ракурсе. Зачем  подводить под его шутки невыветревшееся из головы детство – ведь взрослые тоже разыгрывают друг друга.

Главный герой частенько думает и говорит, как барышня: «Боже мой, какой же он чудной всё-таки. Малахольный. А на вид очень даже приятный, мог бы сниматься в кино…», «Я недослушал, подпрыгнул и звонко поцеловал Тимура в щёку. Тот насупился и, как обычно, сказал, что «это уже явно лишнее», «…я невольно ощущал какое-то молекулярное тепло и притяжение мучительно-сладкой, властной и тайной силы в нём», «Отношения с Тимуром наладились, и целый месяц, а может, и больше, мы жили душа в душу. Мне было очень хорошо. Наверно, я впервые слегка ощутил вкус той самой «сладости после ссоры», «— Ну там, где… — Тимур опять запнулся, а потом и вовсе махнул рукой. — Ай, ладно… — он сладко зевнул, облизнулся, подвинулся ближе, пристроил голову у меня на плече и пробормотал, что дурак, зря, мол, на гражданке бросил заниматься игрой на гитаре и музыкой вообще.  Я тоже зевнул, как вдруг… — А ты оказался ревнивцем, — сказал Тимур и опять облизнулся».

Упоминание об «Ил 86» к середине произведение начинает приедаться. Понятна романтическая любовь главного героя к самолетам, но опять-таки никаких эмоций она не вызывает, часто выглядит школьничеством и непонятно куда исчезает. Это одно из самых слабых мест в произведении.

Образ Тимура. Самый удачный момент – это его сходство с отцом главного героя. Все остальное, касающееся выстраивания его образа слишком разрозненно, похоже на набор деталей и запчастей из которых должен был быть создан определенный механизм, но так и остался несобранным. В начале знакомства он описывается очень правильным, начитанным, ответственным пареньком, наверное в противовес разгильдяйству главного героя, дабы подчеркнуть их разность и необъяснимость их дружбы, но дело в том, что произведение в данном виде вовсе не вызывает у читателя доказательств этой необъяснимости, а ведь схожесть судеб совершенно различных по характеру людей – основной акцент данного произведения. Мужская дружба – так, как она описана, выглядит неестественной. «Не верю!», как у Станиславского.

Язык главного героя одинаков для любого его возраста – от детских воспоминаний до взрослых лет. А ведь важно не только «что» говорит персонаж, но и «как» он это делает. Заставьте ребенка прочесть лекцию из области молекулярной физики – взрослее он от этого выглядеть не станет.

Стилистические и языковые недостатки текста:

Мама, шлёпая домашними босоножками, поспешила к двери.

пробурчал я отёчным голосом

а потом начала пристыжать

— Тимур… А это не тот мальчик, скромный и приличный, над которым ты всё шутил да издевался? — Тот, мам. — Говно такое, — недовольно вздохнула мама

Парень пояснил, что «такое» он вообще не ест и не любит с детства. «Слишком приторно». — Сейчас бы пирожок с вареньем или с повидлом… — добавил он. (сливочное масло не может быть приторнее варенья или повидла)

Какой-то капитан с алкоголическим цветом лица

как у школьной технички Марьванны (штамп)

изморенно подумал я

Я чмыхнул

Хотелось что-то ему явить, взять тонкий реванш.

всегда исходит лёгкий пряный запах пудры (пудра пахнет скорее сладко, а не пряно)

эти её интеллектуальные очки

Самым нелицеприятным было то, что Тимур не говорил грубых оскорбительных слов

Тимур улыбался во весь рот, а в глазах у него что-то бесновато приплясывало

упреждал я себя

Тётя Лиза, обаятельнейшая, словоохотливая женщина большого сердца, рядовой советский инженер НИИ (с большим сердцем)

— Не ссы, Манька, я — Дубровский!

Такая нежная суффиксация

Для праздника не хватает какого-то искрения

В такие моменты её взгляд был не прямолинейно удивлённым

Тимур пожелал спокойной ночи, закрыл глаза и сложил руки на груди, как покойник

В груди бахало

в угоду проснувшемуся неукротимому, пещерному аппетиту…

Сердце моё забабахало

продолжая то ли распрямлять, то ли колошматить волосы

говорил изрядно проголодавшийся Тимур, со свистом всасывая макароны

Синицына вскоре перевели «опрыскивать цветы» на передающем центре под Курганом, и о нём быстро забыли. Он не вписывался в коллектив нашего узла со своими анекдотами столетней давности, он не нравился женщинам, выглядел гораздо старше своих лет, хотя ему не было и тридцати.

летом мы с Юлей несколько раз ездили на озеро Шарташ, загорали, купались, брали с собой журналы, книги, пепси-колу, иногда кассетный магнитофон

— Наблатыкался?

но полоскал такой ливень

сдавленно чмыхали

с его неизживными Кобзоном и Лещенко.

голова стала наполняться склизкими мыслями

За окнами штаба едва слышно бубухали первые трамваи

По-утреннему намакияженная Ирина Арнольдовна

В салоне кунял единственный мужичок

Я совсем расквасился и расчванился

Меня охватил какой-то иррациональный страх

Мы возвратились за стол. Тимур цокал приборами,

Тимур взял трубку, поалёкал

Раскардаш был устроен тут же

Ты же знаешь, что я просто обожаю пить сок твоего мозга

Это что за цифры, не знаешь? Цены? Или номера телефонов? (известная шутка, принадлежит  Михаилу Задорнову)

Тимур уже не просто светился, а исструял свечение

с обсмоктанной шерстью

Рекомендации: Необходимо доработать причины разрыва главного героя с Юлией и перерыв в отношениях с Тимуром, так, чтобы читатель понимал и принимал их. Образ Юлии должен быть достоин любви главного героя к ней. Если вы считаете необходимым описывать ее, как обычную девушку, делайте это необычным способом, либо придайте ей, как персонажу, более запоминающиеся черты характера. Если она будет необычной, интересной, не похожей на других – страдания главного героя будут выглядеть более обоснованно. Образ Тимура так же следует собрать в единое целое, убрать все шероховатости. Для того, что бы заставить его выглядеть антиподом главного героя, необязательно постоянно акцентировать внимание читателя на его «правильности». Обрисовывайте ситуацию без объяснений, дайте возможность читателю самому сопоставить факты и сделать вывод – Денис и Тимур две противоположности, которым, как известно, свойственно притягиваться.

Также необходимо больше внимания уделить любви главного героя к самолетам, но не с навязчивым упоминанием «баклажанов» и «свистков», а с полным раскрытием глубокого чувства, как одного из замечательнейших свойств человеческой натуры. Эпизод с возникновением этой любви следует переиграть – оно должно быть более весомым, нежели врезание на полном бегу в мягкий толстый живот женщины, с последующим приглашением в качестве утешения съездить в аэропорт посмотреть на самолетики.

 Размышления главных героев о любви, дружбе, одиночестве тонут в этой самой любви, дружбе и одиночестве, вместо того, чтобы быть ими подчеркнутыми.

Мистические моменты, сны, совпадения в данном произведении уместны, но совершенно не трогают, а ведь они по определению должны заставлять читателя с головой уходить в повествование, а не объяснять языком школьных сочинений что к чему.

Стилистика: ваше произведение в ключевых моментах перекликается с «Восьмеркой» Захара Прилепина. Тема жизни, любви, мужской дружбы и человеческого одиночества очень хорошо им описаны и полезны для сравнения в плане подачи материала вышеупомянутых тематик так, чтобы читатель становился не просто сторонним наблюдателем, а зрителем сопереживающим происходящему.