Сергей Гончаренко «Комната отца с ребенком»

02.03.2014 08:54

https://www.proza.ru/2014/02/20/301

Сильные стороны: ровное повествование; доходчивый стиль изложения; простой язык; отсутствие излишеств; точность психологического портрета.

Особенно удачно выглядит структура и композиция произведения – несколько страниц, вырванных из жизни человека, с описанием того, что следует после. Смерть основного персонажа не обрывает повествование, тем самым давая понять и помнить, что жизнь все равно продолжается.

Слабые стороны: основная  ошибка заключается в том, что такой персонаж, как Леонид «не тянет» на главного героя литературного произведения. Дело не в слабости человеческого характера, а в том, что нет в этой слабости того, что придавало бы силу истории, написанной о нем. В данном случае есть только основа произведения, но не само произведение.

В тексте приводится демонстрация половых органов. Точно так же необоснованно фигурируют некоторые слова и выражения, обозначающие эти самые органы и все, что с ними связано.

Смерть Марины и Леонида словесно очень слабо оформлена, что делает повествование плоским, маловыразительным. Чувства и эмоции рассказчика «не задевают за живое», не вызывают сострадания или сопереживания, или просто сильных чувств, связанных с этими событиями. Уход из жизни данных персонажей читатель воспримет разумом, а не сердцем.

Рекомендации: необходимо ближе познакомить читателя с Мариной, тогда ее трагическая гибель будет действительно вызывать сильные чувства. В том виде, в котором она представлена сейчас – это малознакомый человек, известие о смерти которого вызывает лишь возглас «Какой ужас!», но не более того.

Шкодливость главного героя, его подростковое желание вызывать чувство ревности или чувство жалости у других людей, может заинтересовать только с точки зрения достоверности описанного автором характера. Следовательно, необходимо сообщить данному персонажу дополнительные черты этого самого характера, которые вписывались бы и в его психологический портрет, и в сюжет, и в идею произведения. Это придаст прозе вес, глубину, основательность. Той же самой цели можно достичь не через Леонида, а через Николая, если представить его не только как стороннего наблюдателя и друга основного персонажа, но и как самостоятельное действующее лицо. У автора получилось изобразить его чем-то вроде зеркала, отображающего некоторые моменты из жизни своего друга, знакомящего с этими моментами читателя, следовательно, мастерства автора должно хватить на то, чтобы представить Николая чем-то более значимым для развития событий основной сюжетной линии.

Произведению не хватает яркого штриха, который автор только наметил, но нарисовать не смог – демонстрация бренности и хрупкости (и даже глупости) человеческой жизни получилось тусклой, а финал всей истории предсказуемым и разочаровывающим.