Сергей Бурыкин «Черные очи»

05.11.2013 13:36

Сильные стороны: неудержимая фантазия автора.

Слабые стороны: текст написан языком подростка, чей словарный запас никак нельзя охарактеризовать как «богатый»; прочтение сильно затруднено многочисленными опечатками и просто орфографическими ошибками («Нам луще идти», «ели-ели» - в значении «еле-еле»); иногда повествовательные предложения заканчиваются вопросительным знаком, а вопросительные – восклицательным; предложения часто несогласованны, в них пропущены необходимые предлоги,  неверно используются падежи («При каждой попытки», "стала ползать по пещерки»), неверно используются окончания глаголов («никто тебя не обидеть», «Но ведь тебя никто не любить, никто не говорить о тебе добрых слов!»), некоторые предложения просто бессмысленны или неправильно составлены («Утром у Бена возникла большая проблема: его правая нога распухла, он не мог вчера ей пошевелить, вот только сегодня утром мог шевелить ею, а когда он был в состоянии передвигаться, мы покинули деревню, буквально час назад», «Отомкнув дверь, в комнату Тихоми и Себастьяна зашёл помощник Фреда с едой на подносе, немного хлеба и мяса», «Просто мне совсем недавно начала читать»), иногда фразы и вовсе обрываются на полуслове, есть повторы:

Некоторые огни возвышались над линией огня

Она, внимательно осмотрев комнату, стала думать о том, как можно выбраться из этой комнаты

Рудо родился в семье мореплавателя, с десяти лет плавал с отцом в долгие плаванья

Тихоми достала звёздочку, которую она достала вчера, чтобы полюбоваться ей.

Подруга холодно приняла меня, а вскоре выпроводила меня

… техника сражения улучшилась в лучшую сторону

Кровь стала яркой-яркой и стала исчезать на глазах

 Автор не понимает значения некоторых слов, таких, например, как «тачанка», которая ни в коем случае не может использоваться в качестве синонима к слову «тачка». Точно так же не являются синонимами слова «коморка» и «котомка» (поплёлся в свою котомку). Слово «Загрузчики» никогда не используется в значении, которое подразумевает автор – в подобных  случаях используется определение "грузчики", «погрузчики». «…поражённый тактичностью Тихоми» - «тактичность» и «тактика», это разные понятия.

«- Почему ты не ешь?- спросил Макс. - Не хочу пачкать ложку, она нам ещё пригодиться!- ответила Тихоми. - Зачем тебе ещё ложка, если не есть? - Она металлическая, ей легче будет делать проход,- сообщила Тихоми.» - Непонятно, каким образом ложка с остатками еды на ней помешает главным героям копать землю? И вообще, почему Тихоми боится запачкать ложку об пищу, но не боится запачкать о землю?

«Выставив плечо вперёд, Бен попытался сбить дверь, но она выдержала его сокрушительный удар» - понятие «сокрушительный» было бы уместно, если бы Бен выбил дверь.

«за беглецами устремилась погоня» - погоня сама по себе никуда устремиться не может, устремиться могут те, кто составляет эту погоню.

«Ваше высочество!» - это обращение к принцессе, к королеве обращаются «Ваше величество!»

«Присутствующие в гавани пассивно понаблюдали за происходящим» - возможно, автор имел в виду «равнодушно» или «спокойно».

«"Неуловимый" ускорился. Он стремглав поплыл прочь от города» - обычно, «стремглав» используется в отношении живых существ.

«…успевал отбивать быстрые и различные приёмы Фреда» - «быстрый» и «различный» это разнородные понятия, они не могут быть совместимы в данном значении.

«шлем и глаза тоже были красные» - та же ошибка, что и в предыдущей фразе.

«Дверь отпёр человек. Несмотря на темноту, по его взгляду Тихоми быстро поняла, что это Ясный Глаз.» - каким образом в темноте можно разглядеть чей-то взгляд?

«Глаз и Тихоми тихо выбрались на палубу и гуськом побежали к кораблю Рудо, который был на буксире» - двое человек, это слишком малое количество для использования понятия «гуськом».

«А между тем, мальчик скрывался в лесах, и вскоре попал к защитникам бедных, которые грабили богатых и отдавали награбленное беднякам. В этой группе Никола пробыл больше десяти лет, успешно помогая с ограблениями. » - Во-первых, «банда», а не «группа»; во-вторых, первое предложение представляет собой очень избитую фразу; в-третьих, «помогая с ограблениями» звучит так безобидно, словно Никола  помогал с домашними делами или помогая с уроками.

«Оказавшись под ним, Тихоми подпрыгнула, зацепилась за край и подтянулась. Заглянув в окошко, Тихоми увидела внутри комнаты отдыхающих людей. Окошко располагалось почти в самом верху комнаты, метрах в четырёх от пола» - каким образом девочка смогла подпрыгнуть на четырехметровую высоту? Если же присутствует разность уровней между поверхностью земли снаружи и поверхностью пола внутри, то необходимо это указать.

«…убедит неряшливых стражников» - возможно, имеется в виду «нерадивых».

«Отойди!- крикнула она Себастьяну. Когда отрок отошёл…» - Себастьян производит впечатление человека той возрастной категории, которая к «отрокам» отношения уже не имеет, кроме того, понятие «отрок» не подходит к жанру фэнтези.

«Она почувствовала, что кто-то шевелиться у неё в волосах.» - построение предложения подобным образом наводит на мысли о педикулезе.

«Теперь она была уже не девочка, а красивая элегантная девушка.» - обнаженная девушка не может быть элегантной, т.к. данный термин применяется только к одежде или человеку в одежде.

«Тихон научил девушку пользоваться мечом, показал, как управлять кораблём. Также научил её немного фехтовать» - для обучения всему этому, пусть даже на самом легком уровне, требуются годы.

«-Вы можете пожить у меня, у меня большой дом! Тем более, Вам у меня не будет скучно, у меня живёт ещё две подруги. -Две подруги говорите?! А что, хорошая идея! Это и будет Ваша плата за спасение, что ж, едим к Вам!- сказал юноша. Предложение Наташи обрадовало его.» - очень двусмысленный диалог, учитывая спасение, плату за спасение, двух подруг и девушку, которую зовут «Наташа».

«– А что!? – спокойно сказала Тихоми.» - сдваивание вопросительного и восклицательного знаков используется для выражения силы, повышенной эмоциональности, громкости, экспрессии, что не сочетается с понятием «спокойно».

 «Драки хотите, будет вам драка!» - избитая фраза, языковой штамп.

«Все наблюдавшие поединок спокойно отнеслись к удаче Этноса.» - даже друзья Тихоми?

«– Возникли небольшие проблемы с этим… Егором, но я их порешил!» - вероятно, «решил», т.к. «порешил» означает «убил».

Слова и фразы из современного сленга плохо сочетаются с жанром сказок и фэнтези, некоторые слова просто не подходят к описываемым ситуациям, поэтому необходимо избегать употребления в повествовании таких слов и выражений, как: покастыляла, А что это за чубрик?, Самочувствие было хреновое, давай, шуруй!, барахлом, деваха, сачковала, очухалась, докумекав, подземка, крутой, Вот с такими "пирогами" они и отправились в путь, мы от Вас смылись, Себастьян начал яростно прессовать Фреда, тут он въехал что пленники убегают, суваться, нате, поэтому не вмазалась лицом в пол, она медленно потопала по коридору, сиганула, Я сильно ступила, со всей дури, Себастьян заткнулся, манатки, я сгоняю, вообще беспредел полный, напрочь забыла, друзьям по разуму, пёрли на неё, топать пешком, причиндалы, паб, ржали как кони, Приветик!, я отключился, я не хотел подставлять тебя, За красивые глазки!, въехал, в тюрягу, расслабься, вмазалось в борт, кончай выпендриваться, Без проблем!, найдёт нам хату, Понятненько!, поплелась, тащилась, промямлила, заверещала, на своих двоих, "успокоил".

Сокращение имен, названий, некоторых общеупотребительных слов также больше подходит современной прозе и совершенно не украшает данное произведение:

"Мож, тут никто не живёт"

аж вздрогнула

Щас, щас

сказал док

в столовке

Покажь, а?

Погоди, ща попробую в другую сторону!

Ага, прямь уж

Тиха

Себа

Построение предложений, описание ситуаций, характеры персонажей произведения очень просты, но в то же время описание некоторых действий слишком подробны и запутанны: например, преодоление стены, эпизод с перевернутой вагонеткой, история семьи Тахоми, блуждание в лабиринте.

Главная героиня постоянно куда-нибудь проваливается или теряет сознание.

Автор почему-то считает необходимым обязательно упоминать в своем произведении такие подробности как цвет одежды («оранжевую футболку, тёмно-синюю юбку и чёрные трусы») и название съеденных героями произведения блюд, но в то же время опускает очень важные детали, напрямую касающиеся угрозы жизни главным героям, но как-то разрешающиеся сами собой («Чудовище заревело и хотело погнаться за девочкой, но остановилось.», огненный шар ведьмы, который Егор обращает против нее самой и т.д.)

Некторые персонажи произведения, которые сначала отказываются помогать Тихоми, затем, внезапно и безо всяких объяснений вдруг соглашаются оказать ей содействие (согласие Макса на побег из шахты, согласие Бена отдать карту, согласие Бана отдать карту, помощь  Рольфа в проникновении в замок ведьмы). Это абсолютно ничем не обосновано и выглядит серьезным авторским недочетом.

Повествование изобилует именами, в которых можно запутаться: два Тихона (король и капитан),  персонажи со схожими именами (Бан и Бен), замещение имен прозвищами. Кроме того, присутствует какое-то странное смешение имен, от вымышленных и устаревших до используемых в наши дни: здесь и Тума, и Этнос, и Рольф, и Настя, и Рассум, и Петрович, и Себастьян, и граф Задорожный. Принц Этнос изначально носит имя «Этней» - именно так его называют стражники, несущие коробку.

Мальчик с лодкой, который помог Тихоми перебраться через озеро и который по всем признакам должен был снова появиться в сюжете, бесследно исчезает и уже не появляется.

Очень неправдоподобно выглядит быстрое обучение Тихоми обращению с оружием; управление кораблем мальчиком, который никогда ранее не был знаком с этим делом («Ничего сложного, просто держи руль прямо. Когда начнут стрелять, старался уруливать от ядер»); обход ловушек с копьями в лабиринте; вытягивание Себастьяна из пропасти (в обход законов физики); спрыгивание со ствола падающего дерева, когда то уже готово рухнуть на землю («Когда дерево приближалось к земле, Тихоми прыгнула с него на землю»); наблюдение персонажей за летящими в их сторону пушечными ядрами и уворачивание от них; способность убегать от дыхания каменного монстра («Пока она соображала, как можно победить этого монстра, тот набрал воздуху и снова выпустил каменное дыхание. Тихоми сразу отбежала от него на безопасное расстояние.»)

Герои произведения при помощи волшебства могут превратить пару камней с дороги в золотые монеты, но когда им требуется лопата, они начинают рыть землю руками.

Очень слабым местом произведения является сцена с переодеванием Тихоми в одежду Рольфа, в результате чего она становится на него похожей и благодаря этому проникает в замок ведьмы. Данный прием столько раз использовался, как в классических произведениях, так и в современных, что давно уже «вышел в тираж» и его применение скорее является недостатком, чем захватывающим поворотом сюжета.

Так до конца и остается невыясненным, почему автор решил озаглавить свое произведение «Черные очи». Непонятны причины, по которым именно цвет глаз Егора является ключевым. Кроме того, «черные очи» или «очи черные» - это весьма распространенное выражение, которое используется для описания скорее женских глаз и подразумевает пылкую и страстную любовь к их обладательнице.

Финал произведения очень скомкан, обрывочен, неясен, местами просто непонятен. Производит впечатление написанного наспех, непродуманного, из-за него все повествование просто зависает в воздухе, оставляя лишь недоумение и  разочарование  подобной концовкой. Произведениям совсем необязательно заканчиваться «хеппи ендами», но логическое завершение всех сюжетных линий должно присутствовать, иначе то время, которое читатель проведет за чтением такого произведения можно считать потраченным впустую.

 

Смысловые, стилистические и языковые недостатки текста:

Тётя с племянницей жила в самом крайнем домике городка, поэтому занималась сельским хозяйством.

Тётя думала, что если Тихоми будет работать, то она не сможет сделать ничего плохого людям

Я не знаю ни твоих родителей, ни где они сейчас, но я уверена, что они живы.

устремилась вниз по уклону

Ей также и не удалось собрать росы, потому что роса была уже не сильная.

рядом с плакающей девочкой

Спрячься тут где-нибудь, а схожу на охоту, и тебе принесу что-нибудь из одежды

Вот она, родимая, держи!

опять упала в бессилие

это вышло у него самим собой

голова была угнута

Оставление города

разожмала когти

ни разу не вскликнула от боли

Он ладошкой указал на девочку

Я могу освободить тебя от труда. Если ты признаешь свою натуру

Хлёстку

Ноги подкосились и тело по двери сползло вниз

толкач был такой силы

Зад вагонетки

Тихоми узрела одежду

около ближайшей комнаты выгружания

Корабль уже отпричалил

Но они кое о чём упустили из виду

нанёс удар, который свободно был сблокирован Фредом

Тихоми вспомнила ещё способ будения

Пушкари стали пулять вперёд

Корабль плыл под ветер

Сначала он поднял ещё не поднятые паруса

уруливать

в ночной спальней одежде

тело девочки обессилило

Она раскорячилась

Уродка

Я чую, ты дюже устала

Герои вылезли из воды, они стояли и обтекали

сделала одно качение

лесопосадкой

босс охотников

запчасть к волшебному камню

Островок был маленький, соток тридцать

она немного времени полюбовалась ей

Тихоми достала из кармана ключ, и вклинила его в скважину

недавно ходил на рыбалку, день оказался неуловным

она отстерегла свою половину времени

юноша среднего роста, с густыми чёрными длинными волосами и с редкими зелёными глазами

из деревни выбежали две женщины на лошади!

все в погоню за выбежавшей с женщинами лошадью!

– С этими будет труднее справиться! – сообщил Себастьян напарнице. – Я догадалась!..- вскрикнула Тихоми. – Нам надо что-нибудь придумать!

ловко угнулась от опасности

сокровенный дом

Тихоми саданула этого стражника вперёд

Она мигом встала, а стражник продолжал отдыхать на земле

Капитан сделал злобный оскал

обратился к гражданам утопающим

последушек

псевдо ствол

Когда я пропал от тебя

Если вы обои не хотите проблем в будущем

мои воины готовы к сражению, у них очень высокая мораль!

– А я так и сделаю! – воскликнул Игорь и побежал к дальним солдатушкам.

Не-ет! Егор!" – закричала Тихоми и побежала атакой на Этноса.

Она вскочила и хотела бежать догонять Рольфа, но… невидимый мост тоже пропал и Тихоми шлёпнулась в воду. Вводная процедура взбодрила её…

Она быстро отыскала его одежду и принялась разбираться в ней

пылко накричал Егор на Тихоми

и что где эта паршивка?

она шустро заскочила за стену

ни грамма не корчась от боли

или всё так же всё держись в себе

Многое я узнал от няни, учителей, и простых слов

Господин Егор

явились супчики-голубчики!

сопливых сценочек

Бой Рассума с колдуньей проходил под дудочкой последней

скастовав разряд молнии

Рекомендации: тщательно проверить и доработать текст, убрать недочеты, исправить ошибки; придать повествованию большей реалистичности и убедительности; переписать финал.