Нина Букова «Слеза ребенка»

27.11.2013 08:02

Сильные стороны: динамичное повествование с хорошо переданной атмосферой напряженности, как душевного состояния главного героя, так и обстоятельств, в которые он попадает. Удачным, также, является выбор способа повествования – он как нельзя лучше подходит тематике произведения, позволяет читателю находиться рядом с главным героем, переживать и проживать с ним каждую минуту того или иного события. Характеры персонажей соответствуют характерам реальных людей, воспринимаются адекватно их возрасту и социальному положению, не противоречат их словам и поступкам. Произведение насыщено действием, следить за развитием событий и судьбой  главного героя интересно, не смотря на некоторые языковые огрехи и недостатки, о которых сказано ниже.

Автору определенно удается писать в жанре реализма, на это указывает правильно подобранный стиль повествования, слог и общая концепция произведения.

Слабые стороны: перебор с жестокостью (например, описание скармливания новорожденного собакам), негативное однообразие жизненных ситуаций, в которые попадает главный герой (с ним постоянно случается что-нибудь плохое), стиль повествования и описываемые события очень сильно отдают стандартным набором клише книжной продукции, популярной в середине 90-х годов (военные конфликты, бандитизм, проституция и т.д.). Обещание (с отсылкой на Афганское братство) изображено так, что напоминает авторскую выдумку в угоду развитию сюжета, в частности вывода главного героя из затруднительной ситуации.

Идея произведения понятна – показать жестокость мира через восприятие подростка, который в одночасье потерял все, борьбу за выживание, отсутствие помощи, безнадежность положения в котором он очутился, но все его злоключения, которые даже в финале, после его спасения, не оставляют надежды на лучшее, делают произведение однобоким, т.к. преподносятся автором как не законченные (Сергей решает вернуться на родину, где идет война), дают понять, что ничего хорошего его впереди не ждет.

Жестокие реалии нашей жизни уместны в умеренных дозах, в противном случае повествование неизменно будет уходить от действительности и все больше напоминать страшную сказку, следовательно, отношение к правдивости и подлинности описываемых ситуаций будет поставлено под сомнение и восприятие у читателя к происходящему будет иным, что не выгодно скажется на самой идее произведения.

Язык, местам, несколько наивный, что только подчеркивает общую негативную сторону повествования и отрицательно влияет на достоверность описываемых событий.

Рекомендации: пересмотреть сюжет, найти в нем место для хоть сколько-нибудь положительных моментов (кроме сексуальных сношений и воспоминаний из детства), которые для данного произведения просто необходимы – они позволят сбалансировать общее восприятие от рассказанной автором истории. Тени, безусловно, задают глубину и объем, но только если есть источник света. Картина, в которой демонстрируются одни лишь тени, неизменно будет получаться плоской, следовательно, малоинтересной. В финале должна оставаться надежда на лучшее, на то, что выход из положения будет найден, иначе получается, что жизнь главного героя опять пойдет по тому же кругу, который автор изначально уже продемонстрировал читателю.