Игорь Пиляев «Земля изначальная»

20.01.2014 17:36

https://www.proza.ru/2013/12/17/1616

https://samlib.ru/editors/p/piljaew_i_w/01zemljaiznachalxnaja.shtml

Сильные стороны: насыщенность произведения событиями; наличие неожиданных сюжетных поворотов; композиционная и сюжетная завершенность; возможность вместе с главным героем задуматься над тем, что является смыслом существования для человека в различных условиях его жизни.

Повествование оставляет после прочтения ощущение просмотра приключенческого фильма – образы персонажей и события наглядно демонстрируют то, что ожидает человечество в постапокалиптическом мире.

Слабые стороны:  стиль и язык повествования не соответствуют теме произведения и образу главного персонажа, вокруг которого происходит весь круговорот событий. Перегруженность текста модальными словами («честно говоря», «впрочем», «как правило», «тем не менее», «по крайней мере» и т.д.), слишком затянутые описания всего и вся, а также постоянное упоминание в тексте шаблонных выражений («Было бы смешно, если бы не было так грустно», «барышня кисейная», «Уходя – уходи» и т.д.)  замедляют ритм повествования, смягчают острые моменты, а описание разворачивающихся событий делают слишком плавным. Кроме того, первая часть произведения отличается от второй именно по языковой и стилистической динамике, во многом, благодаря тому, что  приблизительно от середины и до конца произведения в текст вводится больше диалогов.

Автор старательно помогает главному герою, одаривая его разнообразнейшими сверхспособностями – от телепатии и телекинеза, до физической силы необыкновенной мощи; заботливо приводит туда, где в изобилии имеются запасы продуктов питания, горючего и оружия; снабжает богатой родословной, представители которой будут постоянно оказывать посильную помощь своему родичу и т.д. При таком отношении автора к главному герою становится понятно, чем все закончится, что лишает повествование некоторой напряженности, делает его основную сюжетную линию вполне предсказуемой.

Стиль повествование местами уходит от реальности и даже от научной фантастики совсем уже в жанр сказок и фэнтези – не только по приводимым в тексте фактам, а еще и по способу подачи этих фактов читателю.

Описываемые причины Апокалипсиса – солнечная активность, комета и, в результате этого, образование второй Луны, должны были бы привести к куда более глобальной катастрофе, в результате которой вряд ли кто-либо выжил. Жанр научной фантастики потому и называется «научным», что максимально приближен к законам нашего существования в окружающем мире, поэтому здесь необходима достоверность.

Большинство женских персонажей в произведении похожи один на другой и в целом напоминают безликую массу, которая чаще всего используется для приготовления пищи и удовлетворения половых инстинктов. Абсолютно логично, учитывая те обстоятельства, в которых вынуждено жить человечество, но не очень интересно.

Некоторые ключевые моменты в эпизоде с дубом, в результате которых основная цепочка событий в жизни главного героя берет свое начало, мягко говоря, не особенно приятны. Если так уж необходимо запустить механизм «машины времени» подобным способом, то намного удачнее было бы заставить главного героя, например, поранить палец о сучек и поделиться с дубом своею кровью (слюной, слезой и т.п.), а не своими испражнениями, как приводится в оригинале.

Рекомендации: необходимо добавить выразительности, как самому главному герою, так и остальным персонажам произведения, делая при этом упор не на описании внешности, а на слова и поступки, как основные черты, характеризующие того или иного человека.

Сократить количество сверхспособностей и сверхвозможностей Стаса (с этим в произведении явный перебор). Когда человек обладает таким набором разнообразнейших навыков и техник, его выживание в условиях Апокалипсиса представляется вполне естественным, следовательно, малоинтересным.

Сбалансировать начало и конец произведения. Например, добавить в начало диалогов и сократить описания (не убирать приведенные в нем события и факты, а поработать над текстом – убрать  модальные слова, частое обращение главного героя к самому себе, смысловую повторяемость в конструкции некоторых предложений: «Никакого тоннеля и тем более света в конце оного не было. А что было?», «Какая была первая мысль? Да не было мыслей вообще», «Но сумасшедшим мысль о том, что они таковыми являются, как правило, в голову не приходит. А Стасу приходила» и т.д.). Иначе та часть произведения, в которой разворачиваются основные события (примерно от середины и до финала) являясь более сильной, так и будет этим самым подчеркивать недостатки первой (а многие читатели просто уйдут, даже не дочитав до середины).

 В произведении данной тематики читателя нужно ставить перед фактом, а не разжевывать ему второстепенные детали и подробности – проза, где центральным персонажем является 45-летний полковник ФСБ в отставке, только выиграет, если будет более жесткой и менее сказочной, тем более, что суровые реалии описываемых событий конца света требуют именно этого, как от персонажей, так и от автора.