Глеб Рубашкин «Туманы»

19.10.2013 19:19

https://www.proza.ru/2013/10/09/1480

Сильные стороны: замысел автора и идея произведения.

Слабые стороны:  язык повествования неровен, лучше всего автору удалось описание воспоминаний главного героя о войне,  а также описание состояния его внутренней душевной изоляции: «Челыш просто глубже и глубже погружался под воду. Туда, где уже ничего не слышно и слышать не хочется».

Диалогам недостает элемента характерности – особенности, позволяющей читателю выстроить образы действующих лиц, опираясь на их слова и поступки. Разговоры персонажей должны нести в себе не только информационную составляющую, но и передавать характер самих персонажей, чтобы они воспринимались как живые люди, а не как их словесное обозначение. В данном произведении только образ Челыша является наиболее достоверным.

Конструкция произведения, задуманная автором, изначально предполагает показать читателю ряд ключевых моментов, из которых строится развитие сюжета и сама идея рассказа – отсутствие средств у Александра Балдина на подарок дочери ко дню рождения;  продажа им Челышу любимой песни; приезд Челыша в родное село пять месяцев спустя для объяснения  с Еленой; известие о смерти Болдина; возвращение Челыша обратно в город; так и не состоявшийся разговор с Еленой.

Подразумевается, что глядя на эти эпизоды, читатель должен самостоятельно воссоздать всю картину целиком, выстроить цепочку умозаключений, понять причины трагедии, приведшие к смерти одного персонажа и поступку в финале другого. Это получается только отчасти:  замысел автора понятен – герои его произведения демонстрируют истину «Не хлебом единым жив человек» и когда один из них продает другому самое дорогое, что у него есть  – любимую песню, то истина эта полностью себя оправдывает, но – этот же самый ряд картин  вызывает вопросы, тем самым отвлекает внимание читателя, загоняет его в тупик, вместо того, чтобы давать ясное понимание развития событий, приведших к трагедии. А ведь именно ясность, вывернутый наизнанку психологический подтекст, преподнесенный читателю со всей жестокой,  обезоруживающей реалистичностью происходящего является необходимым для выбранного автором стиля повествования.

Сам факт купли-продажи песни, подразумевающий, что продающий никогда больше не будет ее петь, по сути, является роковым, но по тексту совершенно таким не воспринимается.

Что имеет ввиду Болдин, говоря: «А что, семь рублей – это ведь не тридцать? Или без разницы…»? Смысл этой загадочной фразы так и не раскрывается в рассказе.

«- Да говорят, что когда нашли его, в лесу, замерзшего, то шибко удивились, зачем он туда с собой целую коробку красок захватил. Сашка отродясь акварелями не баловался. Что за черт его заставил эти краски в лес тащить?» - что хотел продемонстрировать автор, приписывая подобный поступок одному из персонажей своего произведения? Александр купил краски дочери, но так и не подарил их ей?

Внезапная перемена намерений Челыша, его возвращение в город без разговора с Еленой должна выглядеть еще одной трагедией, где персонаж сознательно отказывается от возможности обрести счастье с любящим его человеком, но данная развязка произведения воспринимается сухо, не вызывает эмоций, ощущения переживаний за главного героя нет.

Языковые и стилистические недостатки текста:

«Челыш» очень созвучно  с  «Челкаш», поэтому у читателей, знакомых с творчеством Максима Горького будут возникать ассоциации с одноименным произведением вышеуказанного писателя, что является помехой для чистоты восприятия данного рассказа.

«И главную роль в этом ритуале  играла богиня, которой Челыш поклонялся уже больше десятка лет…Имя этой богини – «Тишина» - для данного текста уместнее было бы «любил тишину», упоминание  «богини» и «поклонения» не подходит к стилю произведения.

«Увидев  Петра, Андрей приободрился – в бабьем "царстве" он себя "царем" явно не чувствовал.» - как вообще можно принадлежать к «бабьему» царству являясь представителем мужского пола?

Рекомендации: доработать текст, навести стилистическую и композиционную «резкость». Пример: https://www.proza.ru/2013/08/12/1030