Глеб Рубашкин «Туманы»
https://www.proza.ru/2013/10/09/1480
Сильные стороны: замысел автора и идея произведения.
Слабые стороны: язык повествования неровен, лучше всего автору удалось описание воспоминаний главного героя о войне, а также описание состояния его внутренней душевной изоляции: «Челыш просто глубже и глубже погружался под воду. Туда, где уже ничего не слышно и слышать не хочется».
Диалогам недостает элемента характерности – особенности, позволяющей читателю выстроить образы действующих лиц, опираясь на их слова и поступки. Разговоры персонажей должны нести в себе не только информационную составляющую, но и передавать характер самих персонажей, чтобы они воспринимались как живые люди, а не как их словесное обозначение. В данном произведении только образ Челыша является наиболее достоверным.
Конструкция произведения, задуманная автором, изначально предполагает показать читателю ряд ключевых моментов, из которых строится развитие сюжета и сама идея рассказа – отсутствие средств у Александра Балдина на подарок дочери ко дню рождения; продажа им Челышу любимой песни; приезд Челыша в родное село пять месяцев спустя для объяснения с Еленой; известие о смерти Болдина; возвращение Челыша обратно в город; так и не состоявшийся разговор с Еленой.
Подразумевается, что глядя на эти эпизоды, читатель должен самостоятельно воссоздать всю картину целиком, выстроить цепочку умозаключений, понять причины трагедии, приведшие к смерти одного персонажа и поступку в финале другого. Это получается только отчасти: замысел автора понятен – герои его произведения демонстрируют истину «Не хлебом единым жив человек» и когда один из них продает другому самое дорогое, что у него есть – любимую песню, то истина эта полностью себя оправдывает, но – этот же самый ряд картин вызывает вопросы, тем самым отвлекает внимание читателя, загоняет его в тупик, вместо того, чтобы давать ясное понимание развития событий, приведших к трагедии. А ведь именно ясность, вывернутый наизнанку психологический подтекст, преподнесенный читателю со всей жестокой, обезоруживающей реалистичностью происходящего является необходимым для выбранного автором стиля повествования.
Сам факт купли-продажи песни, подразумевающий, что продающий никогда больше не будет ее петь, по сути, является роковым, но по тексту совершенно таким не воспринимается.
Что имеет ввиду Болдин, говоря: «А что, семь рублей – это ведь не тридцать? Или без разницы…»? Смысл этой загадочной фразы так и не раскрывается в рассказе.
«- Да говорят, что когда нашли его, в лесу, замерзшего, то шибко удивились, зачем он туда с собой целую коробку красок захватил. Сашка отродясь акварелями не баловался. Что за черт его заставил эти краски в лес тащить?» - что хотел продемонстрировать автор, приписывая подобный поступок одному из персонажей своего произведения? Александр купил краски дочери, но так и не подарил их ей?
Внезапная перемена намерений Челыша, его возвращение в город без разговора с Еленой должна выглядеть еще одной трагедией, где персонаж сознательно отказывается от возможности обрести счастье с любящим его человеком, но данная развязка произведения воспринимается сухо, не вызывает эмоций, ощущения переживаний за главного героя нет.
Языковые и стилистические недостатки текста:
«Челыш» очень созвучно с «Челкаш», поэтому у читателей, знакомых с творчеством Максима Горького будут возникать ассоциации с одноименным произведением вышеуказанного писателя, что является помехой для чистоты восприятия данного рассказа.
«И главную роль в этом ритуале играла богиня, которой Челыш поклонялся уже больше десятка лет…Имя этой богини – «Тишина» - для данного текста уместнее было бы «любил тишину», упоминание «богини» и «поклонения» не подходит к стилю произведения.
«Увидев Петра, Андрей приободрился – в бабьем "царстве" он себя "царем" явно не чувствовал.» - как вообще можно принадлежать к «бабьему» царству являясь представителем мужского пола?
Рекомендации: доработать текст, навести стилистическую и композиционную «резкость». Пример: https://www.proza.ru/2013/08/12/1030