Галина Гладкая «Читая дамские романы…»

31.08.2013 00:10

https://www.proza.ru/2009/12/02/649

Сильные стороны:  Восприимчивость и умение точно воспроизвести увиденное (услышанное), – то, что у музыкальной братии называется «абсолютным слухом».

Слабые стороны:  Все остальное. Если автор задумывал зарисовку с натуры в стиле современного дамского романа – ему это удалось. Банальнейшая женская проза. Если бы присутствовал детективный сюжет – можно было бы принять за Донцову, если бы в паре с детективным сюжетом присутствовала доля юмора, самоиронии и шарма – сошло бы за Хмелевскую в не самых сильных ее романах. Ни по сюжету, ни по языку произведение нельзя считать сколько-нибудь интересным. Все до ломоты зубной отдает обыденной, скучливой, местами жеманной, местами офисно-бытовой, демонстративно независимой и подчеркнуто самодостаточной женской прозой. Автор и сам отдает себе в этом отчет, отсюда и название. То же самое осознает и главная героиня – примерно в середине произведения отправляет в мусор большую часть домашней библиотеки, придя к выводу, что именно от нее все зло. Но ни ее мировоззрение, ни поведение, ни авторский стиль от этого ничуть не меняются – дальше, как по накатанной, повествуется все то же самое и точно тем же языком.

Очень много истинно бабского, бессодержательного, но очень подробного кудахтанья, которое составляет львиную долю всего текста. Ненужные описания, отсылки к событиям, которые на данный момент не оказывают никакого влияния ни на действие, ни на персонажей (подробности отдыха в Болгарии, описание Сашка, подробности празднования Нового года на даче, менталитет кота и т.д – перечисление как раз и займет ту самую львиную долю). Словесное сюсюканье: Эмилия, Лёлёк, «Му-му», вкуснятинка, тетя Паня и т.д. Некоторые слова, которые сносны на слух, визуально воспринимаются как увечье.

Главная героиня изо всех сил иронизирует над своим сорока шестилетним возрастом, автор добросовестно подкидывает в текст комплементы-опровержения, вкладывая их в уста окружающих героиню персонажей («Я думала и тридцати нет. Худенькая ты»). Конечно же она найдет свое женское счастье. Конечно же это счастье будет обеспеченным, порядочным, влюбленным.  С чином, джипом и цветами.

Рекомендации: Возвращаясь к абсолютному музыкальному слуху: не смотря на то, что автор очень пренебрежительно отзывается о дамских романах, чувствется, что прочел он их немало. Чувствется именно по стилистике. И если автор способен так хорошо впитывать  (в данном случае – отрицательные черты) особенностей жанра, то почему бы ему не засесть за внимательный разбор добротной качественной литературы? С вашей наблюдательностью (скорее всего неосознанной – что гораздо ценнее), вы способны создавать хорошие тексты, стоит только перестать питаться фастфудом с рекламных полок книжных магазинов и начать употреблять в пищу здоровую литературу. Сдерживайте свою страсть к описанию всего и вся, придерживайтесь только того, что имеет непосредственное отношение к развитию сюжетной линии. Не гонитесь за объемом – это пагубно сказывается на качестве произведения. Исходя из личного опыта, могу сказать, что вам малая проза (рассказы, небольшие повести)  будут даваться лучше, чем романы. Дерзайте!