Букова Нина «Девочка на трассе»

09.12.2013 22:58

https://www.proza.ru/2013/07/18/277

Сильные стороны: рассказ в духе современного реализма. Жизненная проза, динамично развивающийся сюжет, удачный выбор способа повествования – он оптимален как для самой идеи произведения, так и для максимально точной передачи читателю авторского замысла. Рисуемая воображением картина получается достоверной, жесткой (но не жестокой и это тоже плюс), эмоционально выразительной, яркой и запоминающейся. Следить за событиями, в центре которых оказывается главный герой, интересно. Сам главный герой вызывает симпатию, сочувствие и сопереживание. Его характер, как и идея произведения, полностью раскрыт и замечательно подчеркнут автором в финале: «Он ехал в Казань, ему предложили работу тренера. Я ехал домой. Жаль, у меня дочь, Марк Владимирович. Был бы сын, отвел бы в твою секцию. Потому что именно на таких людях, как ты, и держится наша многострадальная Россия. Только все меньше вас становится. И на всех Тань вас не хватает».

Структура и композиция произведения просты для восприятия, не обременены лишними подробностями и деталями, развитие сюжета закономерно, финал логичен. Общее настроение произведения, несмотря на описание жестоких реалий нашей жизни, тем не менее, не угнетающее, а оптимистическое, дающее надежду на то, что даже если хороших людей и будет меньше, дела их, а также значение и сила этих дел будет несоизмеримо больше числа людей их создающих.

Слабые стороны: хоть автору и удалось создать ощущение повествования от мужского лица, в тексте присутствуют некоторые огрехи, которые сильно режут глаз и ухо  – «дурацкий бой», «с ринга погнали мокрыми тряпками», «Глазки растопырила», «Чулочки», «ножки», «Волосенки», «шубейку» – использование слов в уменьшительно-ласкательной форме вообще больше свойственно женской прозе, поэтому, если речь ведется от мужского лица, необходимо избегать данных форм в тексте. Выражение «растопырила» вообще не применимо к глазам.

«- Не верю, Гром,- дедок Станиславского, что ли, начитался,- я энтого парнишку знаю.» - одна из частых ошибок, свойственная многим современным авторам: если в повествовании задействован персонаж более чем преклонного возраста (дед, старик), в его речь для колорита обязательно будут включены такие «характерные» слова, как: «энтот», «надысь» или «Рассея», что совершенно не свойственно абсолютному большинству людей данного возраста.

Младший брат Тани и его печальная участь выбиваются из общей канвы повествования. Такое действительно случается в жизни, но сама идея произведения неизменно ведет читателя к тому, что «все будет хорошо», а развитие сюжета ведется в «жестком», а не «жестоком» ключе, поэтому от данного сюжетного ответвления лучше отказаться.

Язык произведения несколько неровный – то он действительно характерен для главного персонажа, то скатывается в плоскость излишней болтливости и разглагольствований, то становится по-детски наивным. Количество вопросительных фраз, с которыми главный герой обращается к читателям лучше сократить до необходимого минимума. Некоторая скупость в изложении мыслей подошла бы боксеру больше, чем заявленная словоохотливость.

Рекомендации: поработать над языком, исправить недочеты.