Берекет «Чем кормить волнистого попугая»

04.02.2014 16:39

Сильные стороны: все произведение, от первой строчки до последней, представляет собой наглядный пример сильных сторон качественной современной прозы; удачный выбор способа повествования – он оптимален, как для самой идеи произведения, так и для максимально точной передачи читателю авторского замысла. Рисуемая воображением картина получается достоверной, беспощадной, эмоционально выразительной, яркой и запоминающейся.

В рассказе автор раскрывает перед читателями сразу несколько очень сложных тем (война, межэтнические отношения, бандитизм и лихие 90-е, семья, любовь, измена, социальная незащищенность пожилых людей и т.д.), которые часто фигурируют в произведениях сетевых авторов и так же часто сопровождаются напыщенным патриотизмом, высоким пафосом, агрессией и воплями «За что воевали?», стереотипностью мышления, и целым ассортиментом шаблонных сюжетов и фраз, которые отсутствуют в данном рассказе и наглядно демонстрируют то, как можно писать на вышеперечисленные темы простым, доступным, лишенным витиеватости языком. Именно на языке, на авторском слоге и на авторском умении владеть словом глаз читателя, что называется, «отдыхает», т.к. умение так точно и тонко описывать социальные и психологические нюансы дано далеко не каждому, но автор делает это легко и убедительно. Боль главного героя за страну, за людей, за свою Родину, не может не передаться читателю, не может не заставить задуматься.

После ухода в прошлое целого пласта советской литературы, демонстрирующей такое редкое по сегодняшним меркам качество, как человечность, данный рассказ является открытием – чудом сохранившимся обломком корабля с аналогичным названием, в щепы разлетевшимся от удара о берег жестокой действительности большой эпохи перемен. Созерцательность главного героя, описанная талантливым мастером, не может не нравиться – рассказ хочется перечитывать снова и снова.

Сюжет и композиция в данном случае представляют собой гармоничное сочетание, в котором они подчеркивают чувство меры автора, богатство его жизненного опыта и литературный вкус. Начало и конец произведения остаются открытыми, что придает ему легкость, ту самую – невыносимую, пусть и в иной ипостаси.

Характеры основных и второстепенных персонажей подчеркнуты не голословными описаниями, а меткими и точными авторскими наблюдениям. Особенно хорошо это показано в отношении младшего брата главного героя (например, упоминание о молитве матери, демонстрирующее братскую ревность). Также необходимо отметить мастерство автора, показывающее то, как следует описывать речь пожилых людей, чтобы она не скатывались в плоскость лубочного представления о ней.

Общее настроение произведения, несмотря на описание жестоких реалий нашей жизни, тем не менее, не угнетающее, а философское, дающее надежду на то, что даже если хороших людей и будет меньше, дела их, а также значение и сила этих дел будет несоизмеримо больше числа людей их создающих. И этого хватит на всех.

Слабые стороны: их нет.

Рекомендации: продолжать писать так же талантливо.