Анна Шибеко «Любовь и смута»

09.07.2014 15:56

https://www.proza.ru/2014/06/25/873

Сильные стороны: поклонники исторического любовного романа обязательно найдут в данном произведении все то, что так привлекает их в этом жанре – от места действия и ощущения своего присутствия в нем до любовных перипетий и неожиданных поворотов в судьбах главных героев.

Подобные произведения как раз соответствуют вкусам широкой читательской аудитории, преимущественно женской, на которую делают ставку издательства, занимающиеся выпуском книг, в которых любовная романтика совмещена с относительной исторической достоверностью. Фактически, роман готов к выпуску. При грамотно и хорошо оформленной обложке он обязательно будет пользоваться спросом у современных читательниц точно так же, как пользуются спросом романы Жюльетты Бенцони и Виктории Холт.

Залог успеха здесь во многом зависит от образов главных героев, которые необходимо донести читателю так, чтобы в его воображении они воспринимались живыми людьми, а не выдуманными персонажами, и автор умело и уверенно рисует их именно такими. Так же он создает эффект присутствия в том времени, в котором разворачивается действие романа, посредством детального описания характера взаимодействий между персонажами, бытовых сцен, логики поступков, развития отношений и периодического описания повседневного уклада жизни, традиций, правил поведения, предметов одежды, утвари и т.д.

Нельзя не учесть факт того, что автор избегает той слащавости, которая так часто встречается в произведениях женской прозы и временами доходит до абсурда. Психологизм, который отталкивается от характеров персонажей, а в особенности от характера главной героини, как нельзя нагляднее демонстрируется в поступках и поведении, следовательно, розы не преобладают над шипами, точно так же, как и в настоящей, реальной жизни. Это еще один плюс в копилку автора – нельзя сдабривать текст одним лишь сахарным сиропом, читать будет невозможно, всегда должно оставаться место для трудностей и реалистичной прозы жизни. Эмоциональный фон в норме, что говорит о чувстве меры, присущей автору и касающейся любовных переживаний героев романа. К языку и тексту претензий нет – для данного жанра написано достаточно качественно.

Слабые стороны: достоверность той части повествования, которая заявлена, как историческая, временами очень сильно уклоняется в сторону, иногда переходит совсем уже в сказку. Эпоха, описываемая в произведении, на самом деле была гораздо мрачнее, грубее и проще даже при королевских дворах, не говоря о жизни простого люда. Роль, отведенная в произведении женщине (Альберге) немыслима по тем временам, впрочем, как и роли, отведенные другим женским персонажам. Читать, конечно, интересно, но местами очень уж неправдоподобно.

Не стоит так много внимания уделять подробностям, повествование от этого мельчает, а концентрация читательского интереса падает. Стоит помнить еще и то, что с точки зрения любителей «серьезной» литературы, подобные любовные приключения на фоне исторических декораций всегда будут выглядеть, как фарс, поэтому читательская аудитория будет состоять преимущественно из представительниц женского пола, для которых сердечные дела всегда стоят выше исторической достоверности.

Рекомендации: прозу можно было бы сделать «жестче» и правдоподобнее, например, обратиться к историческим трудам, посвященным эпохе раннего Средневековья, как раз тогда, когда образовалось Франкское государство или Франкия, и подробно описывающим уклад жизни людей, населявших ее. Это помогло бы уравновесить повествование, дать возможность читателю не только следить за судьбами героев, но и получить информацию, непосредственно касающуюся событий тех лет.