Алия Амирханова «Я помогу тебе»

22.11.2013 00:00

https://www.proza.ru/2013/10/25/1551

Сильные стороны: ясный, четкий слог; актуальная тема; идея произведения и замысел понятны, полностью раскрыты и позволяют угадать в авторе человека, для которого то, чем он занимается не является просто хобби или увлечением, а является делом в которое он вкладывает душу.

Чувства и переживания главных персонажей переданы довольно отчетливо, ситуация, в которую они попали, при всей своей драматичности, оставляет читателю надежду на то, что все закончится хорошо. Нет излишнего нагнетания негативной атмосферы.

Слабые стороны: очень незрелый язык, наивное авторское восприятие окружающего мира с долей подросткового максимализма не может не сказаться на сюжете и композиции данного произведения – все или сильно хорошо или сильно плохо.

Местами, особенно в диалогах, присутствует ощущение искусственности, ненатуральности в словах персонажей: «-Доченька, ты победила! Иди же быстрей на сцену и прими диплом, - мои глаза светились от счастья. -Мамочка, не может быть, - Эмили мялась, она всё не решалась поверить в своё счастье. -Родная, это правда, верь мне», «Найдя маленькое лезвие,  зажала его в руке. -Уж лучше умереть, чем вернуться к прошлому, -  твёрдо решила она, намериваясь  при необходимости вскрыть себе вены», «-Мамочка, в кого ты превратилась? – В её глазах была скорбь. – Ты же была пышнотелой и всегда молодо выглядела. Сейчас - худая, седая старуха, только глаза у тебя по-прежнему излучают любовь,  - и плача, она опустилась на колени и обняла мои ноги.» Так, как изъясняются персонажи в данном произведении, люди не говорят в жизни, учитывая, что повествование ведется именно в ключе истории, которая могла бы иметь место в реальности, подобное построение фраз неуместно. То же самое касается финала – счастливое окончание истории подано слишком неправдоподобно, отдает киношными и книжными стереотипами.

«Это рассказ о беззаветной любви матери к дочери, попавшей в наркотическую зависимость.» - подобные авторские предисловия лишают повествование элемента неожиданности, к тому же, исходя из текста, мать из любви скорее усугубляет положение своей нерешительностью и потворством, а решение о лечении от наркотической зависимости дочь принимает самостоятельно.

«Чувства наполненности, удовлетворённости, за прожитые годы, переполняли моё сердце.» - такое словосочетание, как «чувство наполненности» является неудачным для данного предложения.

«Помимо диплома Эмили получила и солидное вознаграждение – шестьдесят тысяч долларов. Домой мы вернулись на такси, опасаясь грабителей.» - на подобных мероприятиях денежное вознаграждение не выдается наличными и расчет не производится прямо на месте.

«И тогда я приняла для себя судьбоносное решение, а именно, удочерить оставленную в роддоме дочь Гули. Мне было сорок восемь лет. До принятия этого решения я была обыкновенной женщиной, каких миллионы. Рост у меня был средний, полная, в меру симпатичная.» - последнее предложение не соответствует по смыслу предшествующим.

«-Что ты такое говоришь, доченька, - влезла я в разговор.» - неуместное использование понятия «влезть в разговор», т.к. в общепринятом смысле оно подразумевает принятие участия в разговоре лица, которое изначально в нем участия не принимало, а данная беседа ведется между матерью и дочерью, ни одна из которых не может считаться посторонней.

«-Дальше? Дальше ничего не было, он исчез, я сделала аборт.» - рассказ матери, предшествующий данной фразе, был похож на описание появления на свет Эмили, поэтому упоминание аборта сильно искажает смысл сказанного.

«Врач на скорой сказал, что хотя раны были не глубокие, но всё же, если бы я не пришла вовремя, то дочь бы умерла от потери крови.  Эту ночь мы провели с ней вместе. Я пыталась найти нужные слова, но их просто не могло быть, большую часть времени мы  с ней молчали. Я обнимала, гладила её волосы, но эту боль ей нужно было пережить самой….» - обычно, после попытки самоубийства человека сразу отправляют на лечение в психиатрическую больницу.

 «сантехник Николай» - для повествования достаточно одного упоминания рода занятий того или иного персонажа, нет необходимости постоянно вводить в текст данное уточнение, это выглядит навязчивым.

«васильки синевой своей с небом ссорились» - неудачное сравнение и неудачная последовательность слов в построении предложения. Возможно: «своей синевой васильки спорили с небом».

«Назвав Эмили красавицей, он абсолютно не льстил ей.  Моя дочь была красивой девушкой. Чуть выше среднего роста, красивые правильные черты лица, большие чёрные глаза. Распущенные  каштановые волосы,красиво обрамляли её лицо.» - слишком частое использование производных понятия «красивый».  

«Молодой человек, похоже, следил за моей дочерью, так как их пути часто пересекались.  Но Эмили была строгой девушкой и, первое время не шла на контакт.» - исходя из всего того, что произошло с Эмили, упоминание о ее строгости выглядит сомнительным.

Рекомендации: внимательнее относиться к тексту – пунктуационные ошибки способны исказить смысл написанного даже больше, чем грамматические. Автору необходимо развивать язык и правильно его использовать относительно того или иного стиля повествования или общей концепции произведения. Некоторые слова и выражения могут удачно вписаться в канву женской прозы, но оказаться лишними и неуместными в рассказе социальной тематики и т.д. В плане чтения (что является самым эффективным способом расширения словарного запаса и знакомства со стилистикой), необходимо «налегать» на серьезную литературу – произведения отечественных и зарубежных классиков являются отличным материалом для развития основных литературных навыков, кроме того, позволяют анализировать описание схожих ситуаций рукою опытных мастеров, творивших в разных жанрах. Больше натуральности в словах и действиях персонажей – они должны производить впечатление живых людей, а не демонстрировать набор условных рефлексов, диктуемых уровнем развития современной кино- и книжной индустрии. При правильном подходе к литературному творчеству у автора есть все задатки к созданию качественной художественной прозы.