Алекса Марицца «Из жизни маленьких букашек»

01.09.2013 15:01

Сильные стороны:  Несколько интересных научных фактов из жизни насекомых.

Слабые стороны:  Скучно. Детская литература, которая учит детей разумному, доброму, вечному, должна быть еще и интересной, иначе ребенок бросит книжку, так и не впитав в себя ни толики из того, что так хотелось бы автору.

Сюжет, персонажи, общая идея очень напоминают мультсериал «Лунтик».  Герои произведения поделены на «хороших» и «плохих». Хорошие – добрые, умные, честные, отзывчивые, вежливые, то есть правильные. Плохие – соответственно, наоборот. Последние все время совершают дурные поступки, следовательно, заслуживают всеобщего порицания, что им с лихвой и воздает автор через хороших персонажей. Именно на этих разбирательствах строятся все диалоги. Разбор полетов обязательно завершается оргвыводами, которые, опять-таки нацелены на пробуждение в маленьком читателе зачатков лучших человеческих качеств.

Постоянное проповедование любви, добра и взаимной вежливости посредством стандартных жизненных ситуаций, в которых часто оказываются маленькие дети в семье, в детском саду, во дворе и т.д., скорее утомляет, чем вызывает интерес – язык очень «правильный», тон поучительный, описание ситуаций напоминает учебник по ОБЖ.

Есть некоторые выводы из описываемых сюжетов, которые можно оспорить. Наказание не всегда является главным аспектом в воспитательном процессе и уж тем более не является препятствием для шалостей и проказ. Ребенок скорее научится хорошенько заметать следы, чтобы не получить заслуженного наказания за свои проступки, чем сознательно будет вести себя хорошо, дабы избежать ремня или стояния в углу.

В сказках, безусловно, возможно все, поэтому мы ожидаем от сказки чего-то волшебного, необычного, чудесного, но уже после первых нескольких абзацев данного произведения читатель неизбежно почувствует себя обманутым, т.к. не смотря на то, что представители класса насекомых разговаривают и ведут себя как люди, больше ничего необычного он там не найдет.

Рекомендации:  Измените сюжет и персонажей так, чтобы они не вызывали мысли о плагиате. Перечитайте «Винни-Пуха», «Эмиля из Лениберги», «Малыша и Карлсона», «Приключения Незнайки», сказки Андерсена – многие из них наглядно показывают детям хорошее и плохое, но при этом не вызывают у них ощущения того, что им читают нотации. Детский разум нужно подталкивать к положительным примерам,  а не внушать ему их, назидательно подняв вверх палец. Пускай ребенок самостоятельно осознает на кого стоит быть похожим, а на кого – нет. Задача автора в данной ситуации – увлечь его этим процессом, сделать общение ребенка с книгой интересным, дать возможность самому определять «что такое хорошо и что такое - плохо».